Что такое Боинг и как на нем летят. Часть 2. День скептика
С момента прибытия первого Boeing 737-800 АО «Ижавиа» к нему приковано повышенное внимание пассажиров авиакомпании и всех, кто интересуется развитием гражданской авиации в стране. Чтобы удовлетворить интерес к этому воздушному судну, мы продолжаем серию материалов о Боинге с ответами на самые популярные вопросы.
Самолет не новый?
Воздушное судно с номером VP-BUU было выпущено в 2014 году. Его первым эксплуатантом была индийская авиакомпания Jet Airways. Под индийским флагом самолет отлетал порядка 5 лет. В 2020 году договор лизинга на судно заключило АО «Ижавиа». Борт был доставлен на техническую базу Fokker Services (Вондсрехт, Нидерланды), где проводились процедуры технического обслуживания, нанесение ливреи и перекомпоновка салона.
Самолету больше 6 лет. Это много?
С точки зрения ресурса, который имеют воздушные суда, 6 лет — это юность. Для сравнения, средний возраст авиапарка российских компаний на начало 2021 года оценивался в 10,6 лет.
По официальным данным «Аэрофлота», заявляющего свой парк как один из самых молодых в мире, средний возраст самолетов компании составляет 5,8 лет. У подавляющего большинства других игроков российского рынка авиаперевозок этот показатель перевалил за 10 лет.
Конечный срок жизни самолета зависит от нескольких параметров, в число которых входят: количество летных часов, число взлетов и посадок, возраст судна и так далее. Все условия эксплуатации авиатранспорта указываются в специальных технических регламентах. Необходимо отметить, что контроль за воздушным флотом в России и мире выстроен весьма строго, все процедуры, в том числе по техническому осмотру (оперативное обслуживание после каждого рейса, периодическое обслуживание, специальное, обслуживание при хранении) прописаны детально и за их выполнением следят соответствующие организации.
Самолет не в собственности у авиакомпании?
Взятие воздушных судов в лизинг — это стандартная мировая практика. Стоимость такого актива как самолет весьма высока для любого авиапредприятия. Чтобы снизить нагрузку на бюджет, компании прибегают к услугам лизингодателей. За свою жизнь воздушное судно может поменять несколько эксплуатантов и это не выходит за рамки отраслевой нормы. Более того, лизинг воздушного судна позволяет перевозчику сохранить баланс между своими затратами и адекватным рынку уровнем стоимости билетов, от чего, в конечном счете, выигрывают пассажиры.